Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 

Приморский край, Лазовский район, п. Преображение,
ул. 30 лет Победы, д. 2А (корпус 1), ул. Морская, д. 4 (корпус 2)
Телефон (факс): +7 (42377) 2-46-42
e-mail: preobschool11@mail.ru
 

 

Главная / Педагогам / Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

 

Письмо МО ПК № 23.9443 от 30.09.2021 О направлении порядка проведения НИКО в 2021 г.

 

Приказ Управления образования Лазовского муниципального округа Приморского края № 102 от 29.09.21 Об утверждении плана мероприятий по формированию функциональной грамотности в общеобразовательных организациях Лазовского муниципального округа на 2021-2022 учебный год.

 

Приложение 1  План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Лазовского муниципального округа в 2021-2022 учебном году

 

Приказ директора школы №424 от 30 сентября  2021 года "Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся"

 

Приказ директора школы  №414 от 27 сентября 2021 года  "О Назначении ответственных за повышение функциональной грамотности в школе"  

 

Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни? 

Что такое «функциональная грамотность»

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.

Примеры формирования функциональной грамотности

В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить, по крайней мере, два направления.

Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.

Рассмотрим пример по формированию читательской грамотности – основного направления в исследовании PISA.

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения (метапредметный – так как формируется при изучении различных предметных областей).

Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.

Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.

Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.

Возьмем предметы естественнонаучного цикла. По школьным учебникам осваивается основной понятийный аппарат, законы природы, алгоритмы применения этих законов в модельных (учебных) ситуациях. Но параллельно идут процессы развития технологий, конвергенции наук, появляются новые материалы, новые устройства, приборы, гаджеты. И это все сферы для применения учебных знаний во внеучебных ситуациях. 

Примеры заданий

Возьмем пример задания по математике. Есть предметный элемент содержания: вычисление диагонали квадрата или пространственной диагонали куба. Можно сформулировать учебную задачу по вычислению диагонали при заданной длине стороны. Но можно взять вполне практическую жизненную ситуацию: есть багажник конкретного автомобиля и есть, например, упаковка досок заданной длины. Требуется оценить возможность размещения досок в багажнике автомобиля. Доски достаточно длинные, так что по длине или ширине багажника не влезут. С одной стороны, задача в первом приближении сводится к вычислению диагоналей. Однако просто вычислить диагонали багажника недостаточно, ведь реальные доски имеют ширину и толщину. И в реальной жизни это необходимо учесть.

Банк заданий

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

 

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности.

 

МКУ ДПО ИМЦ информирует, что для всех образовательных организаций открыт доступ к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности для обучающихся 8-9 классов (далее - Платформа).

Для работы с банком заданий необходимо авторизоваться на Платформе при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее - РЭШ). В случае отсутствия учетной записи в РЭШ, необходимо пройти регистрацию.

Срок проведения тренировочных работ - до 31 мая 2021 года. Ссылка на систему в сети Интернет. По вопросам работы Платформы можно обращаться по адресу электронной почты:  fg@edu.ru.

 

 

 

ООО «Яндекс» (Яндекс. Учебник) запустил марафон по функциональной грамотности для педагогов и школьников младших классов.

Ссылка на размещение материалов.

 

 

 

Портал "Электронный банк заданий" для оценки функциональной грамотности.

 

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
 
3. Математическая грамотность Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
 
4. Финансовая грамотность Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

 

Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности

 

ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности

просмотр

Интенсив ЯУчитель 3.0 просмотр
Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности просмотр
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар) просмотр

 

Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

 

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных иссследований качества подготовки обучающихся

просмотр

Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

 

просмотр

Банк заданий по функциональной грамотности просмотр
Список литературы по формированию функциональной грамотности просмотр
Оценка функциональной грамотности (презентация) просмотр
Результаты PISA в 2018 (презентация) просмотр
Совершенствование российского образования (по результатам международных исследований

качества общего образования PIRLS, TIMSS и PISA)

просмотр
Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач) просмотр
Образовательная платформа "Просвещение" просмотр
Тест "Цифровые компетенции педагога" просмотр
Материалы Института стратегии развития образования РАО

 

просмотр
Читательская грамотность: понятие, приемы формирования (презентация) просмотр
   

 

 

Сегодня 2 просмотра этой страницы
На сайте преображенская-школа11.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принято
Наверх страницы