Доступная среда
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ Преображенская средняя общеобразовательная школа №11 созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
• школа реализует адаптированные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
• вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
• для обеспечения эффективной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в школе проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися, их родителями (законными представителями), педагогами, психологом.
1. Общие сведения об объекте
1.1. Наименование (вид) объекта: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Преображенская средняя общеобразовательная школа № 11 Лазовского округа Приморского края, корпус 1, корпус 2
1.2. Адрес объекта: ул.30 лет Победы, 2а (корпус 1), Морская ,4, (корпус 2) п. Преображение, Лазовского округа, Приморского края
1.3. Сведения о размещении объекта:
Корпус 1:
- отдельно стоящее здание 3 этажа, __6304______ кв. м
- наличие прилегающего земельного участка (да, нет); _17400м2___
Год постройки здания _1986___, последнего капитального ремонта ___-
Дата предстоящих плановых ремонтных работ: текущего 2020, капитального ___-______
Корпус 2:
- отдельно стоящее здание 3 этажа, __2546______ кв. м
- наличие прилегающего земельного участка (да, нет); _8077м2___
Год постройки здания _1963___, последнего капитального ремонта ___-
Дата предстоящих плановых ремонтных работ: текущего 2020, капитального 2022г.
сведения об организации, расположенной на объекте
1.4. Название организации (учреждения) (полное юридическое наименование -
согласно Уставу, краткое наименование): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Преображенская средняя общеобразовательная школа № 11 Лазовского округа Приморского края (МБОУ Преображенская средняя школа № 11)
1.7. Юридический адрес организации (учреждения): ул.30 лет Победы, 2а п.Преображение, Лазовского округа, Приморского края
1.8. Основание для пользования объектом (оперативное управление, аренда,
собственность): _оперативное управление__________________________________
1.9. Форма собственности (государственная, негосударственная): _государственная________
1.10. Территориальная принадлежность (федеральная, региональная,
муниципальная): _муниципальная_____________________________________________
1.11. Вышестоящая организация (наименование): Управление образования администрации Лазовского муниципального округа
1.12. Адрес вышестоящей организации, другие координаты: ул.Ключевая, 31, с.Лазо, Лазовского района, Приморского края
2. Характеристика деятельности организации на объекте
2.1. Сфера деятельности (здравоохранение, образование, социальная защита, физическая культура и спорт, культура, связь и информация, транспорт, жилой фонд, потребительский рынок и сфера услуг, другое) _образование______________________________________________________
2.2. Виды оказываемых услуг образовательная деятельность: по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования
2.3. Форма оказания услуг: на объекте, на дому, дистанционно
2.4. Категории обслуживаемого населения по возрасту: дети в возрасте от 6,6 лет до 18 лет
2.5. Категории обслуживаемых инвалидов: инвалиды, передвигающиеся на
коляске, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата; нарушениями
зрения, нарушениями слуха, нарушениями умственного развития
2.6. Плановая мощность: посещаемость (количество обслуживаемых в день),
вместимость, пропускная способность 1200
2.7. Участие в исполнении ИПР инвалида, ребенка-инвалида: да
3. Состояние доступности объекта
3.1. Путь следования к объекту пассажирским транспортом (описать маршрут движения с использованием пассажирского транспорта)
школьный автобус Преображение,
наличие адаптированного пассажирского транспорта к объекту _отсутствует_______
3.2. Путь к объекту от ближайшей остановки пассажирского транспорта:
3.2.1. Расстояние до объекта от остановки транспорта _______100 м
3.2.2. Время движения (пешком) _______2 мин.
3.2.3. Наличие выделенного от проезжей части пешеходного пути (да, нет)
3.2.4. Перекрестки: нерегулируемые; регулируемые, со звуковой
сигнализацией, таймером; нерегулируемый перекресток
3.2.5. Информация на пути следования к объекту: акустическая, тактильная,
визуальная; нет
3.2.6. Перепады высоты на пути: есть
Их обустройство для инвалидов на коляске: нет
3.2.7. Обеспечена индивидуальная мобильность инвалидам: да
3.2.8. Организовано сопровождение на пути движения инвалидам: да
3.3. Организация доступности объекта для инвалидов - форма обслуживания <*>
N |
Категория инвалидов |
Вариант организации |
1 |
Все категории инвалидов и МГН |
ДУ |
|
в том числе инвалиды: |
|
2 |
передвигающиеся на креслах-колясках |
ДУ |
3 |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
ДУ |
4 |
с нарушениями зрения |
ДУ |
5 |
с нарушениями слуха |
А |
6 |
с нарушениями умственного развития |
А |
--------------------------------
<*> Указывается один из вариантов: "А", "Б", "ДУ", "ВНД".
3.4. Состояние доступности основных структурно-функциональных зон
N |
Основные структурно-функциональные зоны |
Состояние доступности, в |
1 |
Территория, прилегающая к зданию (участок) |
ДП-И (Г, О, У), ДУ (К,С) |
2 |
Вход (входы) в здание |
ДП-И (Г,О, У), ДУ (К,С) |
3 |
Путь (пути) движения внутри здания |
ДП-И (Г, О ,У), ДУ (К,С) |
4 |
Зона целевого назначения здания |
ДП-И (Г,О, У), ДУ (К,С) |
5 |
Санитарно-гигиенические помещения |
ДП-И (Г ,О, У), ДУ (К,С) |
6 |
Система информации и связи (на всех зонах) |
ДП-И (Г, О, У), ДУ (К,С) |
7 |
Пути движения к объекту |
ДП-И (Г ,О, У), ДУ (К,С) |
--------------------------------
<**> Указывается: ДП-В - доступно полностью всем; ДП-И (К, О, С, Г, У)
- доступно полностью избирательно (указать категории инвалидов); ДЧ-В -
доступно частично всем; ДЧ-И (К, О, С, Г, У) - доступно частично
избирательно (указать категории инвалидов); ДУ - доступно условно, ВНД -
временно недоступно.
3.5. Итоговое заключение о состоянии доступности ОСИ:
_доступно избирательно для инвалидов с нарушением слуха, опорно-двигательного аппарата, умственного развития, доступно условно для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках и с нарушением зрения.
4. Пути движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)
№ п/п |
Наименование функционально-планировочного элемента |
Наличие |
Выявленные нарушения и замечания (физические, информационные, организационные) |
Мероприятия по адаптации объектов |
||
есть/ нет |
Содержание |
Значимо для инвалида (категория) |
ТСР/ ремонт |
Организационные мероприятия |
||
3.1 |
Коридор (вестибюль, фойе) |
есть |
нет |
Все категории |
Не требуется |
Помощь персонала |
3.2 |
Лестница (внутри здания) |
есть |
Нет обозначений на периллах, пандусов |
Г, О |
Не требуется |
Помощь персонала |
3.3 |
Пандус (внутри здания) |
Есть (корпус 1) |
|
|
невозможно |
Помощь персонала |
3.4 |
Лифт пассажирский (или подъемник) |
нет |
|
Г, К, О, У |
невозможно |
Помощь персонала |
3.5 |
Дверь |
есть |
Пороги на входе |
|
|
Помощь персонала |
3.6 |
Пути эвакуации (в т.ч. зоны безопасности) |
еть |
|
|
|
Помощь персонала |
|
ОБЩИЕ требования к зоне |
есть |
|
|
|
Помощь персонала |
-
Наличие оборудованных учебных помещений
В школе для использования инвалидами и лицами с ОВЗ есть специально оборудованные учебные кабинеты, сенсорная комната, спортивного и музыкального зала нет, но дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести имеют возможность принимать участие в образовательном процессе. Кроме того, в школе имеется сеть секций дополнительного образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья- шахматный клуб "Белая ладья", кружки "Логоритмика", "Кукольный театр" -
Условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ
Школа осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13. В учреждении организовано сбалансированное одноразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется.
-
Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ
Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в школе осуществляет медицинская сестра КГБУЗ «Лазовская ЦРБ».
-
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ лиц с ОВЗ и инвалидов к электронным образовательным ресурсам возможен посредством АИС «Сетевой город», электронной почты, сайта школы .
9. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе по индивидуальной программе, доступ к электронным образовательным ресурсам предусматривается.
10. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей с ОВЗ
Учащиеся с ОВЗ на 100% обеспечены адаптированными учебниками и рабочими тетрадями.
Доступ к образовательным ресурсам участниками образовательного процесса, в том числе детей с ОВЗ и инвалидов, осуществляется через локальную сеть с выходом в Интернет со скоростью подключения до 6 Мбит/с с компьютеров общего доступа. Доступ детей с ОВЗ и инвалидов к техническим средствам обучения осуществляется на общих основаниях.
Количество локальных сетей в образовательном учреждении – 1.
Количество точек интернета по кабинетам - 16, также интернет проведен в библиотеку, учительскую и приемную.
Количество компьютеров в ОУ (в том числе и в кабинете информатике)
всего – 124 шт.
из них:
- используется в образовательном процессе – 95 шт.,
- используется в административной деятельности – 11 шт.,
из них:
- количество ноутбуков – 25 шт.
- количество планшетов – 10 шт.
- Количество интерактивных досок в комплекте с проектором –3 шт.
- Количество проекторов – 33 шт.,
- Количество экранов- 33 шт.,
- Количество принтеров - 11 шт.,
- Количество кабинетов, оснащенных телевизорами – 2 кабинета.
В школе создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт для пользователей, на котором располагается информация:
- о школе и её основных направлениях;
- об истории и развитии школы и её традициях;
- об учащихся; — о педагогических работниках,
- о событиях, мероприятиях, проводимых в школе и во внеклассной жизни.
11. Система обучения для детей с ОВЗ
Система обучения для детей с ОВЗ ведется по адаптированному и индивидуальному учебному плану.
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»
Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
- развитие инклюзивного образования;
- создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
- формирование доступной среды.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п
- Федеральный перечень ОО, осуществляющих обучение по АООП для обучающихся с ОВЗ, включенных в государственную программу РФ "Доступная среда" на 2011-2020 годов
- Приказ "Об утверждении плана мероприятий("дорожной карты") МОиН РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования" 02.12.2015 №1399
- Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи
Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Раздел V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства Пункт 2. Основные задачи «Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду. Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно - образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни»
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (ред. от 02.02.2016) "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2014 N 33423)
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
- "Конституция Российской Федерации" (ст.8)
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
- Конвенция о правах инвалидов
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2017г. «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации»
-
«О доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
- Международный день инвалидов - 3 декабря